Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Новости:

  • 09.05.2021 Земляки ! Родная земля помнит Вас и подвиги Ваших отцов и дедов, отдавших жизнь за нас, за продолжение жизни. С Великим Праздником Победы Вас, омытым кровью и слезами! Несите с достоинством честь Ваших предков, гордитесь ими и помните их! Вечная им Память, а Вам чистого, мирного неба! С Праздником!
  • 20.11.2020 В  селе Семидесятное построили новый храм через 78 лет после разрушения старого. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил глава Семидесятского поселения Петр Капустин в пятницу, 20 ноября. Закладной камень в основание будущей церкви митрополит Воронежский и Лискинский Сергий освятил в 2003 году. Пять лет назад на колокольне установили звонницу. –  Пока строился храм, сельчане посещали молельный дом, расположенный в здании бывшей восьмилетней школы. Деревянное строение, прослужившее людям более 100 лет, постепенно пришло в негодность, стало аварийным - теперь его закроем, – рассказал Петр Капустин. Строительство вели на средства сельчан и спонсоров. В 2015 году освятили кресты и колокола храма. Новая церковь освящена в честь Архистратига Михаила. Первая литургия там пройдет в престольный праздник, в субботу, 21 ноября.
  • 20.11.2020 Благотворительный фонд святителя Антония Смирницкого в Хохольском районе победил в областном конкурсе среди социально ориентированных некоммерческих организаций. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил руководитель фонда иерей Евгений Лищенюк в пятницу, 20 ноября. Фонду выделили грант 641 тыс. рублей. – Новый проект «Трезвение» реализуем в православном реабилитационном центре «Семидесятное». Средства направим на организацию помощи алкозависимым. На эти деньги купим мебель, оборудование для кухни и работы в огороде – мотоблок, бензокосу. Организуем лечение и реабилитацию. В этом году за счет пожертвований утеплили сараи для скота, купили бензопилы и необходимые инструменты, – рассказал Евгений Лищенюк. Община расположена в семи километрах от центра села, на одной из наиболее удаленных окраин. Люди живут в старых, построенных семидесятцами более 50 лет назад домах, ведут хозяйство, выращивают овощи для пропитания. Сейчас здесь находятся девять человек. Духовную поддержку им оказывает иерей Евгений Лищенюк, ему помогают иерей Роман Стрелкин из Воронежа и настоятель семидесятского храма иерей Виталий Синюгин.
  • 01.08.2020 На ремонт дорог в  селе Семидесятное потратят 8,9 млн рублей. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил глава поселения Петр Капустин во вторник, 28 января. Дороги отсыпят щебнем на четырех улицах. – Дорогу на одной из старейших улиц – Солдатской – мы планировали отремонтировать в 2022 году. Сельчане обратились к главе района Михаилу Ельчанинову с просьбой приблизить этот срок, предложили помощь и софинансирование. В итоге нам выделили из областного бюджета около 2,8 млн рублей. На эти средства уложим слой щебня на дороге шириной 3,5 м и протяженностью 1 км, – рассказал Петр Капустин. Также отремонтируют дорогу на улице Первомайской. На работы потратят 2 млн 448 тыс. рублей. По программе софинансирования сделают дорогу на улице Труда протяженностью 700 м. На эти цели выделят 2 млн 280 тыс. рублей. Более 1,4 млн рублей уйдет на отсыпку щебнем 680 м улицы Никитина. Всего в 2020 году в селе отремонтируют 3,7 км дорог.
  • 04.06.2020 На нашем сайте размещена новая информация : Село Семидесятное в годы Великой Отечественной войны а период боёв за село 1942-43 годы. http://semidesyatnoe.ru/istoriya-sela/1942-1943/-1942-43-.html
Меню:


партнёры проекта:

Главная История села Семидесятное Великая Отечественная война в селе (1942-1943) Воспоминания Нины Зябловой о концлагере в Семидесятном

Наталья Столповская


У Нины Михайловны – двое сыновей, шестеро внуков. В глазах этой очаровательной женщины – любовь к жизни и бесконечная доброта. Глядя на Нину Зяблову, невозможно даже представить, каким страшным и горьким было её детство.

Из воспоминаний Нины Зябловой:

«Зима 1941 года. Мне пять лет. Папа на фронте. Воюет с 23 июня 1941 года. Призвали из Борисоглебского района, где он находился в командировке. Мы даже не смогли проводить его на фронт. Самые первые картины детства: я уговариваю маму взять меня с собой в магазин, где по карточкам выдают хлеб. На весах взвешивают часть буханки и маленький кусочекдовесок. Я тут же с жадностью съедаю его на морозе. До сих пор с необыкновенной ясностью помню этот вкус хлеба с мороза.

Лето 1942 года. Мы живём в Гремячьем. Немцы приближаются к Воронежу. Тревожное ожидание чего-то страшного висит в воздухе. Даже мы – дети – это чувствуем. Мама и бабушки роют бомбоубежище в саду под горой. Их сил хватает только на то, чтобы вырыть узкую траншею, накрыть её срубленными вишнёвыми ветками и сверху присыпать землёй и травой. Начинаются бомбёжки, и мы теперь живём в землянке. На моих ногах ночью почему-то спит соседка – бабушка Мариша. Я помню, как сейчас, мою детскую мечту, чтобы на моих ножках никто не спал.

С подружкой Катей тайком решили забраться в дом за куклами, которые остались там одни. Идём по тропинке, и вдруг над нашими головами в небе - немецкий самолёт. Его характерный, пронзительный, с завыванием звук много лет снился мне даже и после войны. Летит низко, выследил нас и облил пулемётной очередью. Мы – дети войны – знаем, как себя вести: бросаемся в кусты картошки и прячемся между грядками. Не попал. Остались живы.

Немцы на мотоциклах врываются к нам во двор. Ловят кур в огороде, набрасываются на репу. Над дорогой на бреющем полёте летит немецкий самолёт и расстреливает всех, кто едет по ней. Навстречу фашистам, пытаясь остановить их, идут несколько советских танков. Напротив нашего дома танкисту осколком отрывает голову. Женщины после налёта хоронят его тут же в кювете».

Интернет, телевидение, ежедневная гонка за потребительскими благами, увы, притупили историческую память, отключили у многих такую важную функцию, как уважение к прошлому своей страны.

Восстанавливая связь поколений, Нина Зяблова делится воспоминаниями о военном детстве со своими студентами, рассказывает о пережитом со страниц книги, в которую вошли истории ветеранов Великой Отечественной войны Воронежской государственной медицинской академии. Важным делом своей жизни она считает сохранение памяти о непростых судьбах маленьких узников фашистских концлагерей, а также действенную помощь тем из них, кто ещё живет рядом с нами. Ведь среди них есть множество тех, кто нуждается в заботе, внимании, простом человеческом участии.

У некоторых – по разным обстоятельствам - нет рядом родных людей, и значит, вся надежда на собственные скромные силы и поддержку различных организаций. Например, таких, как общественная организация бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, которую в Воронеже возглавляет Юрий Васильевич Бердников. В Центральном районе Воронежа руководить работой общественников доверено Нине Зябловой.

- Непосредственных участников Великой Отечественной войны осталось очень мало – единицы, - рассказывает Нина Михайловна. - Они уходят вместе с огромным пластом истории нашей страны. Чтобы не попасть в сети толкователей, умышленно искажающих историю Второй мировой войны, умаляющих огромную роль СССР, как страны-победительницы, молодёжи важно слышать голос нашего поколения. Поколения детей, испытавших все ужасы войны в достаточно сознательном возрасте. Наравне со взрослыми мы трудились и верили в Победу. Вместе с матерями писали на фронт письма отцам и братьям. А, повзрослев, на полном серьёзе сожалели о том, что не оказались среди ребят постарше, тех же молодогвардейцев.

Из воспоминаний Нины Зябловой:

«Гремячье становится линией фронта. На правом берегу Дона – немцы, на левом – русские. Рано утром на рассвете конные фашисты с кнутами и нагайками выгоняют нас из бомбоубежищ, не дают даже взять одежду. Нас гонят, как скот, длинной вереницей по пыльной дороге под солнцем.

Мама на руках несёт братика Славика. Ему один год. Я плачу. Устала и больше идти не могу. Мама умоляет меня: «Если остановишься, немцы затопчут лошадьми или забьют нагайками, как убили остановившегося мальчика. Терпи, иди, как все».

Слова мамы меня убеждают, и я иду дальше. Там, куда нас пригнали, мы сооружаем из листьев и травы шалаши. Вокруг - колючая проволока и полицаи. Женщин под конвоем гоняют на уборку урожая. Хозяева урожая теперь – немцы. Зерно они отправляют в Германию. А ты – раб, обязанный работать на нового хозяина, и если возьмешь хоть горсть зерна – тебя пристрелят.

Осень 1942 года. Нас перегоняют в концлагерь села Семидесятное, где за колючей проволокой с охранниками содержатся военнопленные советские солдаты.

Каждый день по нескольку человек уводят на расстрел. Бабушка Оля умирает. Взрослые говорят о дизентерии. На улице мороз. Мы одеваемся в стужу соломой. Братик Слава тяжело болеет. Распухли суставы. После войны в семилетнем возрасте он умрёт от ревмокардита.

У меня жар, кашель. Мама говорит: «Воспаление лёгких». Я в бреду. Мама умоляет охранника отпустить меня вместе с маленькими тяжелобольными детьми в дом местных жителей.

В битком набитой хате на сколоченных нарах человек десять мадьяр. Хозяйка – за печкой. Нас с братиком размещают на русской печке и таким образом спасают».

По мнению нашей собеседницы, знакомство молодёжи с правдой о войне – лучший урок патриотизма. Особенно сейчас, когда практически во всех источниках информации развернулась серьёзная идеологическая борьба. Разбирая уроки прошлого, людям стоит вспомнить, к чему может привести безоглядный национализм, шовинизм, экстремизм и просто попустительство агрессии в любом её проявлении.

- Опыт общения с волонтёрами из Воронежской государственной медицинской академии показал, как важно возродить интерес молодых к истории, - говорит Нина Михайловна, - а ещё помочь самим ребятам стать благороднее, лучше, чище. Замечаю, как после наших встреч студенты активно включаются в интересы ветеранов Великой Отечественной войны, организуют новые виды помощи тем, кому особенно трудно. А таких людей в Воронеже очень много!

Из воспоминаний Нины Зябловой:

«Январь 1943 года. В селе ожесточённый бой. Сначала артиллерия. Затем с самолёта сбрасывают бомбы. Мы все спасаемся в погребе. Темно, холодно, сыро, содрогается земля. И вдруг всё стихает.

Мама осторожно выходит из погреба в разведку. Возвращается и объявляет всем: «Немцев нет, отступили. Пойдёмте спать в хату». Впервые за эти месяцы ощущение покоя и тишины… Стук в окно. В клубах морозного воздуха входят наши разведчики в белых маскхалатах.

Слёзы радости, и мы никого и ничего не боимся. Возвращаемся в освобождённое от немцев Гремячье».

Нина Зяблова уверена, что по сей день роль женщин и детей в Великой Отечественной войне недооценена:

- Превозмогая голод, холод, ежесекундный страх, мы совершали немыслимое: рвались через колючую проволоку к жизни, помогали выживать слабеющим матерям, поддерживали младших братишек и сестрёнок, отчаянно хотели быть полезными своей Родине. И в большинстве своём те, кто выжил, сумели принести пользу стране. Бывшие маленькие узники фашистских концлагерей достойны доброго и мудрого отношения к себе как со стороны государства, так и со стороны каждого человека в отдельности.

Источник: газета «Коммуна» № 51 (26267), 11.04.2014г.