Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Новости:

  • 09.12.2023
    Рыболовный фестиваль "Первый лед",  состоялся 9 декабря 2023 года в Агроусадьбе Семидесятное на рыболовной базе "Семидесятное" .Прошел фестиваль в лучших традициях глухозимья. Пока организаторы переживали - успеет ли лед окрепнуть или мероприятие придется перенести на более поздние сроки - природа делала свое дело. И надо сказать, что она перестаралась. Пять морозных дней подряд и сильный восточный ветер обеспечили толщину льда в 18 см. Более того, этот ветер принес в регион метель, которая выдохлась только к вечеру субботу.Участников было порядка 80 человек.Все прошло на очень хорошем уровне!
  • 10.07.2023 Семидесятское поселение Хохольского района получило два трактора. Один – МТЗ-82.1 – новый и МТЗ-82 с пробегом. Об этом  сообщил глава поселения Петр Иванович Капустин в понедельник, 10 июля 2023 года
  • 16.07.2022 В субботу, 16 июля 2022 года, в Семидесятском сельском поселении прошло празднование Дня села. Заместитель главы администрации района Владимир Морозов наградил активных и инициативных жителей села.
    Открыл праздник глава Семидесятского сельского поселения Петр Капустин. Петр Иванович пожелал сельчанам здоровья, благополучия, и чтобы всегда окружали добрые и порядочные люди. От районной администрации на праздник к сельчанам приехал заместитель главы администрации района Владимир Морозов. Владимир Николаевич выступил с поздравительной речью и вручил награды активным жителям села за добросовестный и многолетний труд. 
    Почетными грамотами главы Хохольского района наградили Николая Кукуева, Алексея Кукуева, Юрия Ливенцева. Благодарности главы района получили Валентина Смольянина, Ирина Косьянова. За мужество, отвагу и самоотверженность при исполнении служебного и воинского долга перед Отечеством в ходе проведения специальной военной операции на Украине Благодарностью главы Хохольского района наградили Игоря Шухмина. Подарком для жителей Семидесятного стали концертные номера от  ансамбля «Калинушка», артистов Семидесятского Дома культуры и ансамбля «Зори ясные» из села Осадчего. Гостей праздника местный житель Александр Кудрин угощал ухой, приготовленной во время мероприятия. 
  • 12.06.2022 Уроженец хохольского села Семидесятное Александр Кудрин передал в новопостроенный местный храм старинную икону Иисуса Христа. Написанный маслом образ был спасен из закрытой в конце 1930-х годов церкви и хранился в семье Кудриных несколько поколений. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил настоятель храма иерей Виталий Синюгин во вторник, 12 июля 2022 года – Образ забрала из закрытого и разрушающегося храма Ольга Кудрина – жена брата моего дедушки с папиной стороны, – рассказал Александр. – У нее было две дочери – Мария и Прасковья. После смерти матери икона хранилась у Марии в их родительском доме в Семидесятном, а после ее смерти в середине 1990-х годов перешла к сестре Прасковье, которая жила в селе Кочетовка. Ближайших родственников у нее не было, мы ее похоронили в начале 2000-х и забрали икону себе. Новый храм взамен разрушенного в 1930–1940-е годы построили в Семидесятном в начале 2000-х. Закладной камень освятили в 2003 году, в 2015-м – кресты и колокола. Первая литургия прошла в престольный праздник – день памяти Архистратига Михаила – 21 ноября 2020 года.
  • 09.05.2021 Земляки ! Родная земля помнит Вас и подвиги Ваших отцов и дедов, отдавших жизнь за нас, за продолжение жизни. С Великим Праздником Победы Вас, омытым кровью и слезами! Несите с достоинством честь Ваших предков, гордитесь ими и помните их! Вечная им Память, а Вам чистого, мирного неба! С Праздником!
Меню:


партнёры проекта:


                                Откуда пошла Хохольская земля.

 

   Хотя годом основания села Хохол считается 1665-й, но на территории Хохольского района люди жили с глубокой древности. Благодаря археологическим раскопкам хорошо изучены археологические памятники Верхнего и среднего Дона.

   У села Костёнки изучены поселения людей каменного века. Племена жили здесь примерно 25 тысяч лет назад. Они занимались охотой, рыболовством. В земле были найдены кости мамонтов в большом количестве. Кости вымерших животных были найдены и на территории села Староникольское. В 1972 году между западной окраиной села и хутором Албовский, во время половодья было вымыто захоронение костей древних гигантов. Это ещё раз говорит о том, что поселения людей каменного века на берегах Дона и вблизи существовало много веков и даже тысячелетий.

   Стоянки первобытных людей каменного века найдены так же у нынешних сёл Александровка и Борщёво, расположенных на берегу Дона к логу от Костёнок. Люди жили родовыми общинами. Главную роль в жизни общины играли женщины. В конце каменного века люди стали приручать диких животных, переходить к занятию животноводством и земледелием.

   Во втором тысячелетии до нашей эры широко развивается скотоводство. Оно оттесняет охоту на второй план. Наши предки стали разводить крупный рогаты скот, лошадей, свиней, овец. Тогда же люди научились делать орудия труда из бронзы. Скотоводством занимались мужчины, поэтому они стали играть главенствующую роль. Происходит смена материнского рода отцовским.

   В первом тысячелетии до нашей эры в нашем крае человек освоил производство железа, научился делать железные орудия труда. Следы поселений, а также погребения людей бронзового и железного века были найдены у с. Архангельское.

   Для защиты от набегов соседей люди стали строить свои поселения на высоких труднодоступных местах, укреплять их валами и рвами. Появление первых хорошо укреплённых поселений на территории нашего района относится к 1 тысячелетию до н.э.

  Укрепления некоторых поселений поражают своей величиной. До сих пор сохранилось укреплённое поселение, так называемое Архангельское городище ( у с. Архангельское на правом берегу Дона). Ров и вал тянулся на целый километр. Высота вала со стороны рва достигала 4 метров. При раскопке городища были обнаружены остатки жилищ, домашняя утварь, обломки глиняной посуды, кости животных, железные мечи, наконечники. Скотоводческим племенам Верхнего и среднего Дона было знакомо и земледелие. Учёными были найдены каменные и костяные мотыги на деревянных ручках. С распространением железных орудий земледелие становится основным занятием. Сначала оно было подсечным, затем пашенным. Главным орудием подсечного земледелия был топор для рубки леса, при пашенном - примитивная соха с железным сошником.

   Позже в Придонье появляются скотоводческие племена сарматов, прикочевавшие сюда из-за Волги. Учёные раскопали несколько сарматских погребений на южной территории нашего района. Были найдены искусно сделанные золотые украшения, оружие, утварь. Один из таких сарматских могильников «Бугрики» находится на правом берегу Дона, ниже Александровки.

  Во втором веке н.э. в донские степи с востока пришли аланы. Сарматы и аланы говорили на родственных, похожих языках. Они называли реку «Дон», что означает «вода». Такое название реки сохранилось и до сего дня.

  В 4 веке через донские степи, с востока на запад, разрушая всё на своём пути, прошли гунны. Они вытеснили часть аланов на Северный Кавказ, другую часть увели за собой в Западную Европу. Небольшая часть аланов осталась и в Подонье.

  Вторжение кочевых племён в придонские степи с востока продолжалось и в последующие столетия. В 7 веке здесь появляются Хазары, в 8-9 веках приходят печенеги, в 11 – половцы. А о пребывании на территории района манголо-татар в архивах сохранилось мало материалов. Но даже скупые строки документов говорят о том, что их набеги продолжались долгое время. До наших дней сохранились татарские названия рек и населённых пунктов. Например, Еманча – слово татарского происхождения (означает «гнилая»). В 1380 году хан Мамай во главе 150-тысячного войска прошёл через территорию района и остановился близ устья реки Воронеж, потребовав от московского князя Дмитрия огромной дани. Но Дмитрий Иванович собрав ратные силы, вывел их к верховьям Дона и на Куликовом поле разгромил татар.

   В 6-7 веках на южных рубежах появились не менее опасные враги – крымские татары. Они не пытались, как хан Батый завоевать русскую землю. У них для этого не было сил. Но они опустошали и грабили южную окраину русского государства: угоняли скот, население уводили в рабство, разрушали жилища, топтали поля. От боя с русскими дружинниками они уклонялись. Из-за этого плодородные почвы среднего и верхнего Дона почти не заселялись.

  Для того чтобы оградить территорию от набегов строились города- крепости и укреплённые линии. С этой целью был построен и Воронеж. На территории нашего района одновременно с Воронежем был построен и Костёнск (ныне село Костёнки). Но прошёл ещё почти век, прежде чем люди поселились в Хохле и прилегающих сёлах.

   В середине 17 века царское правительство стало переселять на плодородные земли служилых людей, чтобы укрепить эти земли. На свободные земли с Севера пробирались беглые крепостные крестьяне.

  Земледелием в наших краях занимались и крестьяне и мелкие служилые люди, стрельцы, казаки, пушкари. Они распахивали целинные земли Придонья. Татарские набеги были уже не так опасны, поэтому царское правительство во второй половине 17 века уже меньше было заинтересовано в военной службе Воронежских стрельцов. Оно облагает их большими налогами, угнетает их как крестьян, а земли раздаёт помещикам.

    В Нижнедевицком архиве я нашла документы, подтверждающий, что село Хохол, было основано в 1665 году. О названии села есть предание, а и из документов известно, что первые поселенцы обосновались около реки Хохол впадающей в Девицу Смердящую. Говоря о местоположении села, составитель Нижнедевицкого уезда в 1750 году писал, «Село расположено по обе стороны речки Хохол и её отрешка». В настоящее время этой речки не существует, она пересохла в середине 19 века, а вот Девица Смердящая сохранилась.

   Двумя годами позже, т.е. в 1667г, служилыми людьми было основано село Староникольское. Документы, попавшиеся мне как-то сразу,  говорят о том, что когда возникло село Семидесятное (1667) Староникольское уже было и считалось селом. Сохранились данные 1676 года. Из них видно, что  Никольское ( так тогда называлось село) имело 35 дворов. Была здесь часовня, в которой службу вёл приходящий поп из с Гремячье. Забегая немного вперёд, скажу, что в сороковых годах 19 века в селе начала работать первая школа – приходское училище министерства государственных имуществ. Но учиться в ней могли немногие. Её открытие не оказало существенного влияния на культуру села, где процветало суеверие и пьянство.

    И. Николаевский в 1909 году писал: «Многие крестьяне разводят широкохвостых овец как сальную породу для убоя. В селе занимаются выделкой ковров и вырабатывают в большом количестве полотно». Прибавка к названию села Старо возникло только в 19 веке. Много материалов есть в архиве о Семидесятном. Совершенно ясно, что название села происходит от числа 70. О названии села существует несколько преданий, которые опубликованы в книге «Воронежская старина» (выпуск 6 за 1907 год). Но по документам известно, что, например, в 1676 году в Семидесятном  было только 52 двора. И всё - таки название своё село получило от «семидесяти дворов».

    Дело в том, что во второй половине 17 века территория, на которой находится село, входила в состав Костёнского уезда. Сохранился документ, в котором говорится, что 20 апреля 1671 года из Костёнска в Воронеж был отправлен недобранный хлеб с «семидесяти дворов». А уже в документе от 16 марта 1673 года говорится, что некто Сергей Теребунский  с товарищами – жителями  Никольского и деревень Семидесятной и Яблочной – дали ручательство за Василия Степанова, которого посылали в Воронеж «к хлебному приёму», наказывая « не пить, не бражничать, в карты не играть». Как видно, в документе упоминается село Никольское, как более главное, и, вероятно, более старое и две деревни – Семидесятное и Яблочное. И это разъясняет многое. В данное место прибыло 70 семей. Им дали место для поселения в Костёнском уезде. Но поселились они не в одном, а в двух местах.

По документу 1671 года, хлеб тогда брали «с семидесяти дворов» без указан поселений.  А через два года село упоминается как самостоятельное  селение, хотя здесь жили не все люди, прибывшие в числе 70 семей. Часть этих семей обосновалась отдельно в Яблочном. Это подтверждается данными за 1676 год. Тогда в Семидесятном (это подтверждается документами) было 52 двора драгун, в Яблочном – 27, а вместе – 79. и хотя здесь 9 дворов лишние, но за время прошедшее с момента основания селений число их прибавилось. Так, когда же возникло село? Ответ можно получит из документа от декабря 1673 года. Житель Семидесятного Яков Плотников по навету рязанского помещика Семёна Калединского был посажен в Воронежскую тюрьму. Семён утверждал, что этот мужик его крепостной и требовал его возврата. Пока шло разбирательство выяснилось много деталей. В частности, Яков Плотников показал, что жил в селе шестой год. Итак, село возникло в 1667 году служилыми людьми. Их было 70 семей, но в Семидесятном они поселились не полностью.

   Из описания Нижнедевицкого уезда 1780 видно, что в Семидесятном 118 дворов, Архангельская церковь, мучная мельница о двух поставах на речке Девице.

    В начале 18 века грабительские набеги крымских татар прекратились. Быстро заселялся наш Хохольский край и одновременно усиливается закрепощение воронежских крестьян. Они жестоко эксплуатировались и не имени никаких прав. Избиение крестьян было обычным делом. Староникольская помещица Матрёна Коновалова, например, устроила застенок, где пытала крестьян и издевалась над ними. Угнетение, голод, болезни привело к тому, что началось массовое бегство крестьян в низовья Дона. В 1765 году беглый воронежский солдат Никита Кремнёв объявил себя царём Петром 3. он разъезжал по сёлам и обещал крестьянам улучшить их жизнь. Побывал он и на территории нашего района . об этом свидетельствуют документы. Его с почётом принимали в Гремячьем и Оськине. Народ долго не выдавал Кремнёва, но всё же он был схвачен и казнён.

   Архивные документы свидетельствуют о том, что на территории района в конце 18, начале 19 века отмечаются новые веяния в сельском хозяйстве. Появляются зажиточные крестьяне, которые занимаются промыслами и торговлей. Они эксплуатируют труд бедных односельчан. Таким образом, крестьяне попадают под двойной гнёт. На наших полях стали преобладать посевы ржи, пшеницы стали сеять мало. Из зерновых культур появляются, ячмень, овёс, гречиха, горох. Из огородных культур – капуста, репа, свёкла, морковь. Картофель появляется только в конце 18 века. Наряду с этим развивается и скотоводство.

   К началу 19 века в воронежской губернии сложились крупные помещичьи владения с тысячами крестьян. На территории Хохольского района оставалось много государственных крестьян. Это были потомки служилых людей – стрельцов, пушкарей, казаков. Особенно много было их в Староникольском и Семидесятном. Большой вклад в разгром французской армии Наполеона внесли Хохольские крестьяне. Они поставляли тягловую силу и продольствие. Летом 1912 году в Воронеже спешно были сформированы два стрелковых полка. Уже в августе они выступили в район боевых действий. Были там и наши земляки: Попов Иван Денисович и Луценков Иван Константинович. Кутузов наградил Попова И.Д. Георгиевским крестом за храбрость.

    Однако жестокая эксплуатация не прекратилась в начале и середине 19 века. С середины 19 века возрастает число крестьянских волнений.

   В 1847 году крестьяне Верхненикольского отказались от выполнения феодальных повинностей. И только когда в Хохол был прислан Драгунский полк, крестьяне приступили к работе. С началом крымской войны 1855 года усиливаются крестьянские волнения. Правительство пообещало освободить от крепостничества ополченцев. Таких в Хохольском районе нашлось немного- всего 19 человек.

  Ещё за 10 лет до отмены крепостного права поместное землевладение однодворцев было обращено в общинное, а крестьян стали называть государственными. Гражданские же права государственных крестьян оставались на уровне прав помещичьих крестьян. Только функции помещика-крепостника выполняло Государство.

   В первой половине 19 века душевой надел крестьян Хохла не превышал 5 десятин. При таком малоземелье крестьяне занимались извозом и разными промыслами.

   К беспросветной нужде присоединялись темнота и невежество. Вплоть до 40 – х. годов 19 века в сёлах района не было ни одного учебного заведения. Лишь в Семидесятном церковно-приходская школа. А грамотных из крестьян – ни одного человека.

    Вот такие скорбные данные мне удалось разыскать в архивах. И надо отметить, что Хохольское крестьянство никогда не отличалось особым достатком. Не богат и сегодня наш район, разве, что ценен он хорошими людьми и археологическими памятниками.

                                  МОУ ДОД дом детского творчества 

     История земли Хохольской с древнейших 

              времён до середины XIX века.                                                

                                                   Выполнила:   Ганзя Юлия                                                

                                                  Руководитель: педагог  Бабкина М.Ю.                                          

                                                 - 2006 год-